Группой экспертов Ассоциации удостоверяющих центров подготовлены и направлены замечания на законопроект от Минкомсвязи, №02/04/03-17/00062955 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Наши оценки этого законопроекта крайне негативные: мы считаем, что положения Законопроекта направлены, прежде всего, не на совершенствование системы аккредитации удостоверяющих центров, а на ликвидацию целой отрасли - коммерческих удостоверяющих центров. Предлагаемая Законопроектом модель государственной монополизации рынка электронной подписи приведет негативным последствиям, а именно:
Ликвидации порядка 15000 рабочих мест не только на рынке удостоверяющих центров, по и в сферах, непосредственно связанных с их деятельностью: разработка прикладного программного обеспечения для систем ЭДО, подготовка и переподготовка персонала удостоверяющих центров в соответствии с действующим законодательством РФ, разработка средств криптографической защиты информации и т.д. В результате бюджет Российской Федерации недополучит ежегодно порядка 3.5 млрд рублей в виде налоговых отчислений.
Сокращению научного потенциала в области разработки программного и аппаратного обеспечения криптографической защиты информации, в котором активно участвуют коммерческие удостоверяющие центры (применение электронной подписи в облачных технологиях и сервисе «Доверенной третьей стороны», на sim-картах и т.д.).
Необоснованным и существенным расходам госбюджета Российской Федерации в связи с необходимостью решения задачи по созданию системы государственных УЦ (6 млрд, рублей) и дальнейшему поддержанию всей системы инфраструктуры по выдаче и управлению квалифицированными сертификатами (около 18-20 млрд. рублей ежегодно).
Необоснованному росту на услуги по выдаче сертификата для физлиц: в настоящее время средневзвешенная цена квалифицированного сертификата для физических лиц в 40 крупнейших аккредитованных удостоверяющих центрах равняется 1 743 руб., что на 30% меньше размера государственной пошлины, предусмотренной Сводным отчетом за выдачу квалифицированного сертификата (2 500 рублей без учета стоимости средств электронной подписи).
Резкому падению качества услуг УЦ. Объективно отсутствуют перспективы со стороны государственных УЦ в ближайшие годы на должном уровне организовать и предоставить пользователям необходимое сервисное обслуживание и техническую поддержку по сравнению с нынешним уровнем, предоставляемым аккредитованными коммерческими удостоверяющими центрами, которые оказывают услуги в области электронной подписи уже более пятнадцати лет.
Уничтожению конкуренции на данном направлении и лишения пользователей выбора между поставщиками услуг: сложившаяся к настоящему времени здоровая конкуренция между удостоверяющими центрами требует от них в целях роста своей привлекательности постоянно повышать качество сопутствующих сервисов. Пользователи, имея сейчас возможность выбора между поставщиками услуг, получают полноценную техническую поддержку и квалифицированную помощь при возникновении проблем. Исчезновение конкуренции при одновременном переводе функций удостоверяющих центров в статус госуслуг неизбежно приведет к резкому снижению качества, падению клиентоориентированности сервисов.
Увеличению непрофильной нагрузки на сотрудников многофункциональных центров и нотариусов в виде исполнения обязанностей по вручению квалифицированных сертификатов их владельцам от имени аккредитованных УЦ. При этом понятно, что уровень квалификации сотрудников МФЦ и нотариусов в сфере информационной безопасности вряд ли когда-либо приблизится к уровню нынешнего персонала удостоверяющих центров.
Будет нанесен колоссальный удар по доверию бизнеса к органам власти, которые постоянно заявляют о поддержке малого и среднего предпринимательства, а фактически (в случае принятия этого варианта Законопроекта) отнимают созданный «с нуля» бизнес, в который инвестированы значительные частные средства.
Ассоциация считает, что предложенный Минкомсвязью вариант реформирования системы аккредитации удостоверяющих центров не является оптимальным для устойчивого развития рынка электронных услуг в России. Мы предлагаем кардинально его переработать, оставить за аккредитованными коммерческими УЦ право на изготовление и выдачу квалифицированных сертификатов, передать функции контроля за их деятельностью от Минкомсвязи России к саморегулируемым организациям удостоверяющих центров (СРО УЦ).
Использование института «саморегулируемых организаций» в сфере деятельности удостоверяющих центров будет способствовать:
проведению более тщательной проверки (включая выездную проверку) удостоверяющих центров, претендующих на получение права (допуска) на изготовление и выдачу квалифицированных сертификатов, а также установлению должного уровня последующего постоянного контроля за деятельностью удостоверяющих центров, входящих в СРО;
более оперативному реагированию на жалобы и обращения граждан и юридических лиц на нарушения аккредитованными удостоверяющими центрами, входящими в СРО УЦ, действующей нормативной базы в области использования электронной подписи и стандартов и правил, установленных СРО УЦ;
установлению дополнительной финансовой ответственности удостоверяющих центров - членов СРО УЦ (индивидуальное страхование, компенсационный фонд);
более активному участию сообщества удостоверяющих центров в совершенствовании нормотворчества в рассматриваемой сфере общественных отношений;
повышению качества предоставления населению и предпринимательскому сообществу услуг в области использования электронной подписи и электронного документооборота.