С 01 июля 2020 г. вступает в силу Федеральный закон от 27 декабря 2019 г. № 476-ФЗ «
О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 476-ФЗ). Некоторые специализированные сайты уже подробно проанализировали грядущие изменения рынка электронной подписи (далее — ЭП) и ответили на вопрос, чего ожидать коммерческим аккредитованным удостоверяющим центрам (далее — УЦ). Поэтому тут я только акцентирую внимание на допущенные «ошибки» в Федеральном законе № 476-ФЗ, которые позволяют трактовать его по-разному и, по принципу «критикуешь — предлагай», дополняю альтернативой.
Сразу предупреждаю, что текст будет громоздким и сложным для понимания для тех, кто плохо знаком с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «
Об электронной подписи» (далее — Федеральный закон № 63-ФЗ).
Итак, погнали.
По порядку.
1) Изначально в
законопроекте о внесении изменений в связи с совершенствованием регулирования в сфере ЭП, который вносился Правительством РФ, предполагалось дополнение Уголовного кодекса РФ новой статьей за умышленное нарушение обязанностей в области электронной области. Впоследствии от этого решили отказаться, ввиду противоречий с Конституцией РФ, но слово «уголовную» в новой редакции ч. 7 ст. 15 Федерального закона № 63-ФЗ при этом оставили.
Таким образом, с 01 июля 2020 г. возникает парадокс: аккредитованные УЦ (работники аккредитованных УЦ, доверенные лица и их работники) будут нести уголовную ответственность за неисполнение обязанностей, но в Уголовном кодексе РФ при этом соответствующей статьи не будет. Нет статьи в Уголовном кодексе РФ — нет уголовной ответственности. Всё просто.
2) В нынешней редакции Федерального закона № 63-ФЗ (ч. 3 ст. 14) в случае выдачи сертификата ключа проверки ЭП юридическому лицу допускается не указывать в качестве владельца сертификата ключа проверки ЭП физическое лицо, действующее от имени юридического лица, используемом для автоматического создания и (или) автоматической проверки ЭП в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
С 1 июля 2020 г. Федеральным законом № 63-ФЗ допускается не указывать в качестве владельца сертификата ключа проверки ЭП физическое лицо, действующее от имени юридического лица в случае выдачи сертификата ключа проверки ЭП юридическому лицу
только в случаях, предусмотренных ст. 17.2 и 17.4. Однако ст. 17.2 и 17.4 (согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 476-ФЗ) вступают в силу с 1 января 2021 г., причем положения данных статей не применяются до 1 января 2022 г., т. к. не связаны с применением доверенностей (согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 476-ФЗ).
Таким образом, ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 63-ФЗ в новой редакции с 1 июля 2020 г. и до 1 января 2022 г. применяется только в части первого предложения и выдача сертификата ключа проверки ЭП юридическому лицу, где не указывается физическое лицо, действующее от имени юридического лица, используемом для автоматического создания и (или) автоматической проверки ЭП в информационной системе при оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, не допускается. Т.е. образуется бессмысленный временный (1,5 года) запрет на выдачу таких сертификатов (касается только квалифицированных сертификатов, неквалифицированные будут запрещены навсегда).
Исправлено Федеральным законом от 08 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».3) С 1 июля 2020 г. в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 63-ФЗ в случае выдачи сертификата ключа проверки ЭП юридическому лицу в качестве владельца сертификата ключа проверки ЭП наряду с указанием наименования юридического лица будет указываться физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности (в настоящее время также можно указывать физическое лицо, действующее на основании учредительных документов юридического лица). Таким образом, выдача сертификата ключа проверки ЭП юридического лица должностным лицам юридического лица, не являющимся уполномоченным на действия от имени юридического лица без доверенности, не допускается. Для них предусматривается выдача сертификата ключа проверки ЭП физическому лицу, являющемуся таким представителем юридического лица. То же самое касается физического лица, наделенного полномочиями в установленном порядке на принятие соответствующих решений должностным лицом соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления; физического лица, являющегося представителем по доверенности от имени кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; должностного лица Центрального банка РФ; должностного лица государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации, действующего перед третьими лицами от имени и в интересах соответствующих государственного органа, органа местного самоуправления или организации; физического лица, уполномоченного действовать от имени индивидуального предпринимателя на основании доверенности.
Однако ст. 17.1-17.3 Федерального закона № 63-ФЗ, предусматривающие использование квалифицированной ЭП при участии в правоотношениях физического лица, юридических лиц, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, индивидуальных предпринимателей вступают в силу с 1 января 2021 г. (в части, связанной с применением доверенностей).
Таким образом, в промежуток времени с 1 июля 2020 г. до 1 января 2021 г. возникает коллапс, когда Федеральный закон № 63-ФЗ не предусматривает использование квалифицированной ЭП при участии в правоотношениях физического лица, юридических лиц, лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных организаций, индивидуальных предпринимателей для лиц, уполномоченных действовать от их имени на основании доверенности. Однако стоит упомянуть, что действующая редакция Гражданского Кодекса РФ не запрещает использование доверенностей в электронной форме. Поэтому и за эти полгода ничто не запрещает применить описанные положения ст. 17.1-17.3 (в части, связанной с применением доверенностей).
Исправлено Федеральным законом от 08 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».4) С 1 января 2021 г. (согласно п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ) при использовании квалифицированной ЭП при участии в правоотношениях юридических лиц в случае, если от имени юридического лица действует лицо, не являющееся уполномоченным на действия от имени юридического лица без доверенности, электронный документ подписывается квалифицированной ЭП физического лица, являющегося таким представителем юридического лица, и одновременно представляется также доверенность юридического лица, выданная его представителем, действующим от его имени без доверенности в соответствии с гражданским законодательством РФ. Данная доверенность в электронной форме должна быть подписана квалифицированной ЭП, указанной в п. 1 ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ. Данный пункт не применяется до 1 января 2022 (согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона 476-ФЗ) и допускает использование
только квалифицированной ЭП юридического лица, квалифицированный сертификат которой выдается удостоверяющим центром федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц, с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, действующего от имени юридического лица без доверенности. Такая же ситуация с использованием квалифицированной ЭП при участии в правоотношениях кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанные в ч. 1 ст. 761 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» виды деятельности, должностных лиц Центрального банка Российской Федерации, в случае, если от имени кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 761 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», действует представитель по доверенности, в случае, если от имени Центрального банка Российской Федерации действует должностное лицо Центрального банка Российской Федерации в качестве представителя по доверенности; при участии в правоотношениях лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений и иных организаций в случае, если должностное лицо государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации действует перед третьими лицами от имени и в интересах соответствующих государственного органа, органа местного самоуправления или организации; при участии в правоотношениях индивидуальных предпринимателей в случае, если от имени индивидуального предпринимателя действует физическое лицо, уполномоченное действовать от имени индивидуального предпринимателя на основании доверенности, выданной таким индивидуальным предпринимателем в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в промежуток времени с 1 января 2021 г. и до 1 января 2022 г. возникает парадокс, когда Федеральный закон № 63-ФЗ в новой редакции не предусматривает использование квалифицированной ЭП при участии в правоотношениях юридических лиц в случае, если от имени юридического лица действует лицо, не являющееся уполномоченным на действия от имени юридического лица без доверенности, т.к. требования применяемого пункта ссылаются на ещё не применяемый пункт. Такая же ситуация с использованием квалифицированной ЭП при участии в правоотношениях кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанные в ч. 1 ст. 761 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» виды деятельности, должностных лиц Центрального банка Российской Федерации, в случае, если от имени кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации, индивидуального предпринимателя, осуществляющих виды деятельности, указанные в ч. 1 ст. 761 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», действует представитель по доверенности, в случае, если от имени Центрального банка Российской Федерации действует должностное лицо Центрального банка Российской Федерации в качестве представителя по доверенности; при участии в правоотношениях лиц, замещающих государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, их подведомственных учреждений и иных организаций в случае, если должностное лицо государственного органа, органа местного самоуправления, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации действует перед третьими лицами от имени и в интересах соответствующих государственного органа, органа местного самоуправления или организации; при участии в правоотношениях индивидуальных предпринимателей в случае, если от имени индивидуального предпринимателя действует физическое лицо, уполномоченное действовать от имени индивидуального предпринимателя на основании доверенности, выданной таким индивидуальным предпринимателем в соответствии с гражданским законодательством.
Как исправить:
- В п. 2 ч. 1 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ слова «, указанной в пункте 1 настоящей части» заменить словами «юридического лица с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, действующего от имени юридического лица без доверенности».
- В п. 2 ч. 2 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ слова «, указанной в пункте 1 настоящей части» заменить словами «кредитных организаций, операторов платежных систем, некредитных финансовых организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих указанные в части первой статьи 761 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» виды деятельности с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, действующего от имени соответствующей кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации, индивидуального предпринимателя без доверенности».
- В п. 5 ч. 2 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ слова «, указанной в пункте 1 части 3 настоящей статьи» заменить словами «лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должностного лица государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, являющегося должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, должностным лицом учреждения, подведомственного государственному органу или органу местного самоуправления, или иной организации».
- В п. 2 ч. 3 ст. 17.2 Федерального закона № 63-ФЗ слова «, указанной в пункте 1 настоящей части» заменить словами «лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, должностного лица государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организации с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, являющегося должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, должностным лицом учреждения, подведомственного государственному органу или органу местного самоуправления, или иной организации».
- В п. 2 ст. 17.3 Федерального закона № 63-ФЗ слова «, указанной в пункте 1 настоящей статьи» заменить словами «индивидуального предпринимателя с указанием в качестве владельца квалифицированного сертификата также физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем».
Исправлено Федеральным законом от 08 июня 2020 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».Инициаторами законопроекта о внесении изменений в связи с совершенствованием регулирования в сфере ЭП являлись
1) члены Совета Федерации:
- В.К. Кравченко (два высших образования, окончил Российскую академию правосудия);
- Л.Н. Глебова (доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО);
- М.Н. Пономарев (три высших образования, юрист);
- А.Ю. Пронюшкин (два высших образования, экономист и юрист);
2) депутаты Государственной Думы:
- С.В. Чижов (три высших образования, экономист);
- Ф.С. Сибагатуллин (ветеринар, известен резонансными высказываниями);
- Е.Б. Шулепов (соавтор более 160 законодательных инициатив и поправок к проектам федеральных законов, известен скандальными выходками на посту главы Вологды);
- В.И. Афонский (три высших образования, кандидат педагогических наук).
Законопроект был рассмотрен Государственной Думой и рекомендован к одобрению:
- Правовым управлением аппарата Совета Федерации;
- Комитетом Совета Федерации по экономической политике;
- Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам;
- Комитетом Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
И в итоге одобрен Советом Федерации.
Удивляет тот факт, что столько образованных людей, ответственных за правовую жизнь страны, не заметили и допустили такие досадные промахи.
Впрочем...
Не удивляет...
Это фиаско!
Обращаю внимание, что вышеизложенное мнение исключительно экспертное и не является нормативным правовым актом, несет информационный характер и не препятствует руководствоваться любыми иными мнениями и/или непосредственно нормами законодательства. Использование, в том числе частичное цитирование, данного материала допускается только с указанием активной гиперссылки на данную страницу.
Кроме того, тут же в теме постараюсь ответить на возникающие вопросы по изменениям, как технического, так и юридического характера.
Отредактировано пользователем 8 июня 2020 г. 17:27:13(UTC)
| Причина: Государственной думой сделаны выводы и исправлены упущения путем внесения изменений в закон